Главная » Работы » Уроки по экономике

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. скачать

Задача данного этапа урока — сформировать поня¬тие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.

Обществознание 8 класс
Тема: Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости

Задачи урока
1. Познакомить учащихся с характером труда в усло¬виях рыночной экономики, его влиянием на занятость ра¬ботников в условиях конкуренции.
2. Раскрыть причины и последствия безработицы.

План изучения нового материала
I. Безработица — спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безрабо¬тицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

Безработица — спутник рыночной экономики.

Задача данного этапа урока — сформировать поня¬тие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.

Приступая к изучению первого пункта плана, полезно включить учащихся в обсуждение подводящих к пробле¬ме урока вопросов:

каждый ли человек имеет возмож¬ность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?

Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и харак¬тера труда в рыночной экономике, сравнить их с тру¬дом в условиях командной экономики. Можно предло¬жить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они на¬зовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.

Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащи¬еся находят существенные отличия между тремя катего¬риями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Им предлагается привести примеры, характе¬ризующие положение каждой из названных категорий на¬селения. Далее учитель задает классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащим¬ся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.

Иной вариант усвоения понятия «безработица» — вы¬полнение следующего учебно-познавательного задания:
Определите положение граждан с точки зрения их за¬нятости в хозяйственной жизни страны.

а)программист, работающий мастером производствен¬ного участка на заводе, уволился по собственному жела¬нию и ищет работу по специальности

б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией пред¬приятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости

г)женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу зародившимся ребенком

д)мать, имеющая ребенка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня

е)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специ¬альности

Следующие проблемы, требующие внимания учителя и учащихся:

определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.
Добиться успешного усвоения первой проблемы мож¬но, предложив учащимся решить следующую задачу, ис¬пользуя информацию учебного текста: в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн че¬ловек, а численность безработных — 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.

Учитель напоминает учащимся, какая категория граж¬дан включается в состав трудоспособного населения стра¬ны, и обращает внимание на расчетную формулу, приве¬денную в учебном тексте. Можно предположить, что уча¬щиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в 2001 г. составил 9,8 процента».

Для усвоения второй проблемы учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование пери¬одов спада и подъема в экономике. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам руб¬рики «Факты». Учитель может предложить кому-нибудь из учащихся построить на основе данных рубрики график или диаграмму на доске и помочь школьникам проанали¬зировать полученные сравнительные данные.

В целях закрепления изученного и проверки результа¬тов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:

1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенси¬онеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.
2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предло¬жите свой план действий.

Причины безработицы.

II. Следующий шаг в учебном процессе — изучение ианализ причин безработицы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристи¬ками тех или иных причин безработицы. Учитель пред¬лагает найти ответы на вопросы:

1) Какое влияние оказывают перемены в потребитель¬ском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? 2) Почему люди меняют мес¬то работы? 3) Как спад производства влияет на уровень безработицы? 4) Что такое «сезонная безработица»?

Далее учитель организует выполнение заданий 2 и 4 из рубрики «В классе и дома» и приведенного ниже:
В США сотрудник, постоянно использующий компью¬тер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 про¬центов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сра¬зу же после окончания школы. Сделайте выводы на осно¬ве приведенных данных.

Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние ква¬лифицированного труда на его результаты и размер опла¬ты, связь между уровнями квалификации работника и ус¬ловиями его занятости.

Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской без¬работицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть до¬полнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее усло¬вие работы — материальную заинтересованность работни¬ка. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспече¬нии уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки, в том числе и на пособие по безра¬ботице. Задача увеличения средней заработной платы — одна из главных в стране.

Экономические и социальные последствия безрабо¬тицы.

III. Следующий пункт плана изучается школьниками также самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель помогает организовать выполнение задания 1 из рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов выполнения этого задания.

Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издерж¬ки безработицы? Его обсуждение помогает сделать логи¬ческий мостик к изучению проблемы роли государства I обеспечении занятости населения.

Роль государства в обеспечении занятости.

IV. Материал о роли государства в обеспечении заня¬тости населения тесно связан с содержанием изученных параграфов «Рыночная экономика» и «Роль государства и экономике». Учителю целесообразно напомнить школьни¬кам, что обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же ры¬ночных отношений, финансовая и социально-экономичес¬кая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания ус¬ловий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основ¬ными направлениями деятельности государства: а) созда¬нием условий для занятости; б) реализацией мер социаль¬ной защиты от безработицы.

Знакомство учащихся с первым направлением полезно закрепить выполнением следующего задания:
Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников.

В чем заключется эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подоб¬ная политика работодателей и государства для российского общества?

Работая с текстом параграфа, учащиеся знакомятся со статистическими данными, характеризующими выбор грпж данами путей поиска новой работы и предложенными рубрикой «Факты». Учителю важно обратить внимание на ТО, что наиболее массовый способ поиска работы (отметили 40 процентов респондентов) — непосредственное обращение к потенциальному работодателю. Обсудите с учащимися возможные причины подобного выбора участниками исследования и предложите выполнить следующее задание:

Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предложите будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.

Современное российское общество, направления политики

Формирование понятий «занятость» и «безработицу» важно связать с реальными процессами в жизни страны, изменениями, произошедшими в социально-трудовой сфере жизни российского общества, характере труда и поло¬жении наемного работника в результате рыночных преоб¬разований. Разносторонний анализ этих явлений можно найти в рекомендованных учителю для изучения данной темы учебниках по экономике для вузов и школы.

Особенно важно использовать примеры не только госу¬дарственных мер помощи населению в трудоустройстве, но и мер по стимулированию государством самостоятель¬ной, активной деятельности граждан по обеспечению собственной занятости.

Домашнее задание
выполнить задание 3 из рубрики «В классе и дома».

Добавлен: 2012 Июл 02, 01:35 [ Скачать с сервера (21.5 Kb)]
Категория: Уроки по экономике | Добавил: partner
Просмотров: 2763 | Загрузок: 185
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Экономический портал

Контакты

Copyright ekonomo.ru © 2010 - 2018 Новые: Книги, Статьи, Рефераты / Хостинг от uCoz