Главная » Статьи » Экономические статьи » Маркетинг

Конкурентоспособность в маркетинге

Из курса экономической теории известно, что именно конкуренция является причиной экономического прогресса в рыночной экономике. Ценовой механизм этого процесса известен. Так, производитель, снижающий издержки производства, может снизить цену, сохранив прибыль на единицу товара. Благодаря этому он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители также не снизят цену.

Из курса экономической теории известно, что именно конкуренция является причиной экономического прогресса в рыночной экономике. Ценовой механизм этого процесса известен. Так, производитель, снижающий издержки производства, может снизить цену, сохранив прибыль на единицу товара. Благодаря этому он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители также не снизят цену.

В результате на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам. Здесь происходит естественное перераспределение общественных ресурсов к наиболее эффективно работающим субъектам.

Конкурентоспособность – способность хозяйствующих субъектов осуществлять экономически оправданную деятельность в условиях недостатка ресурсов и наличия аналогичных хозяйствующих субъектов.

Конкурентная среда – условия осуществления хозяйственной деятельности однородных хозяйствующих субъектов.

Конкурентные преимущества – сопоставимая возможность получения дополнительной прибыли или сокращения издержек у рыночных субъектов.

Конкурентные позиции – сопоставимые параметры деятельности хозяйствующих субъектов, характеризующие их рыночное положение.

Экономическая конкуренция является одним из появлений социальной конкуренции, играя определяющую роль в рыночной экономике. Внешней (определяющей) причиной экономической конкуренции является ограниченный платежеспособный спрос, а внутренней причиной - производственные издержки. Именно издержки, а не прибыль, поскольку доходы в рыночных условиях – не что иное, как расходы будущих периодов (нераспределенная прибыль).

При анализе рынка обычно рекомендуется набор приемов, позволяющий оценить условия конкуренции и определить характер и уровень конкурентной борьбы. Такой подход позволяет выработать наиболее эффективную стратегию поведения при вложении средств. В целом его можно свести к ответу на семь основных вопросов:

1.  Каковы основные экономические показатели, характеризующие рынок товар (услуги)?

2.  Какие конкурентные силы действуют на рынке, и какова степень их влияния?

Что вызывает изменение в структуре конкурентных сил, и какое влияние эти факторы окажут в ближайшем будущем?

3.  У каких конкурентов наиболее сильные/слабые конкурентные позиции?

4.  Кто определяет, в какой сфере пойдет конкурентная борьба в ближайшем будущем?

5.  Какие ключевые факторы определят успех или неудачу в конкурентной борьбе?

6.  Насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней?

Ответ на поставленные вопросы определяет конкурентное поведение, ориентированное на изменяющиеся условия потребительского рынка.

Конкурентные стратегии. Представим себе типичную рыночную среду. Если ее показатели равновесны, то можно предположить, что производитель находится в близком к равновесию состоянии, а соотношение его совокупных доходов (внешний фактор) и совокупных затрат (внутренний фактор) примерно соответствует равновесным показателям надсистемы.

Как же происходит рыночная адаптация? Мы уже говорили ранее, что реальная конкуренция возможна только в неидеальных условиях, поскольку идеально равновесные условия характеризуют состояние стагнации. Поэтому в реальной жизни мы имеем дело не с идеальными условиями, а с отклонениями от равновесного показателя рынка.

Особенно важную роль здесь играет «состояние-аттрактор» (равновесие) рынка. Так, если адаптированность участника выше равновесного уровня рынка, то он получает от потребителей часть сэкономленных ресурсов в виде дополнительной прибыли. Размеры такой прибыли сокращаются по мере перехода других производителей на тот же уровень эффективности производства.

Отсюда следует вывод о том, что хотя внешние условия определяют уровень конкурентоспособности, но сам процесс конкуренции отражает внутреннюю реакцию рыночных субъектов на изменение условий хозяйствования.

Рассмотрим, что дает изучение конкуренции. Будем исходить из того, что рост экономических издержек является причиной процесса социальной самоорганизации. Экономические системы спонтанно самоорганизуются (конкурируют), адаптируясь к постоянно ухудшающимся экономическим условиям.

Механизм достаточно прост. Как только один участник рынка снижает свои издержки – он начинает получать за счет этого дополнительную прибыль и расширять свою деятельность. Это ущемляет интересы других участников. Они вынуждены догонять лидера или разоряться. Радуются те, кому это удалось сделать, но недолго, поскольку вслед за технологической конкуренцией неизбежно следует ценовая. В результате планка прибыли опять опускается до прежнего уровня. И так до бесконечности...

Разделим конкуренцию (адаптацию) на два взаимодополняющих вида:

1) горизонтальная конкуренция – поведение, направленное ни передел существующего рыночного пространства (т.н. «борьба за выживание»);

2) вертикальная конкуренция – поведение, направленное на освоение новой продукции и (или) выход на новые рынки (синоним – «адаптация»).

Представьте себе два предприятия-конкурента, отношения между которыми развиваются по двум сценариям:

Сценарий 1. Предприятия борются между собой за рынок сбыта, используя рекламные уловки, ценовые скидки, методы силового давления, манипулируя сведениями, порочащими продукцию конкурентов.

Сценарий 2. Предприятия ориентируются на потребности покупателей, соревнуясь между собой в качестве, полезности и технологичности выпускаемой продукции.

В текущей предпринимательской практике наблюдается комбинация обоих вариантов. Главное здесь соблюсти пропорцию. Если предприниматель чрезмерно увлекается горизонтальной конкуренцией – он рискует отстать от конкурентов в технологическом смысле. Если предприниматель бросает неоправданные средства на вертикальную конкуренцию – он рискует «надорваться» и утратить существующие позиции.

Но при любом развитии ситуации первый сценарий не способен гарантировать экономический рост даже в среднесрочной перспективе.

Категория: Маркетинг | Добавил: Наталья5 (2019 Янв 29)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Литература по маркетингу без регистрации. Самая большая коллекция книг по маркетингу.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Экономический портал

Контакты

Copyright ekonomo.ru © 2010 - 2019 Новые: Книги, Статьи, Рефераты / Хостинг от uCoz